В соответствии с этими нормативами, леса останутся беспризорными и практически не охраняемыми, как сейчас. Даже в самых малолесных регионах на каждого лесного инспектора в соответствии с этими нормативами должно приходиться по несколько тысяч гектаров леса, а в отдельных многолесных регионах площадь лесов, приходящихся на одного инспектора, исчисляется сотнями тысяч гектаров.
Проект нормативов патрулирования лесов предполагает радикальное увеличение площади лесов, приходящихся на одного работника лесной охраны, по сравнению с периодом до введения Лесного кодекса РФ 2006 года. Например, в Московской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 0,8 тысячи гектаров, а по проекту новых нормативов - 11,5 тысяч гектаров; в Ленинградской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 1,7 тысячи гектаров, а по проекту новых нормативов - 23 тысячи гектаров; в Вологодской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 6,3 тысячи гектаров, а по проекту новых нормативов - 35 тысяч гектаров; в Красноярском крае в 2003 году площадь одного обхода составляла 31,9 тысяч гектаров, а по проекту новых нормативов - 450 тысяч гектаров.
В некоторых регионах площадь, приходящаяся на одного работника лесной охраны, номинально уменьшилась за счет исключения резервных лесов из зоны наземного патрулирования (например, в Чукотском автономном округе площадь одного обхода в 2003 году составляла 3433,8 тыс. га, а по проекту новых нормативов - всего 925 тыс. га), но это в реальности ничего не меняет, поскольку на практике и один человек на миллион гектаров, и один человек на три миллиона гектаров, означает отсутствие лесной охраны.
Конечно, сравнение со старой системой лесных обходов не вполне корректно, поскольку лесники-обходчики занимались не только патрулированием лесов, но и хозяйственными работами (а в последние годы - почти исключительно хозяйственными работами, которыми они зарабатывали себе на жизнь). Но и при новой системе патрулирование лесов отнюдь не является главным делом соответствующих должностных лиц - основную часть своего рабочего времени, а иногда все рабочее время, они вынуждены тратить на поддержание отраслевого бумагооборота.
Как бы то ни было, при таких площадях лесов, приходящихся на одно должностное лицо, осуществляющее "федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)", обеспечить реальную охрану лесов от лесонарушений и пожаров невозможно. Это значит, что леса по-прежнему останутся беспризорной и практически никем не охраняемой территорией.
Новые нормативы патрулирования лесов
- мая 29, 2012
Рослесхоз разработал проект "Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)".