Алексей Кузнецов дал ответы на следующие вопросы.
1. Нормы, регулирующие отношения в лесной сфере значительно изменятся. Так, вводится новое правило: «Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами». (Норма действует с 1 февраля 2014 г.). Как прокомментируете новое правило, кого оно в первую очередь коснется и как будет отслеживаться соблюдение закона? В Лесной кодекс РФ введены новые главы: Учет и маркировка древесины; Транспортировка древесины и учету сделок с ней; Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Новые главы — это лишь новые обязательства или правила непременно обеспечат повешение качества работы?
Действительно, 1 февраля 2014 г. вступит в силу ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Его текст опубликован на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства.
Закон разработан по итогам заседания президиума Госсовета РФ, которое проведено президентом РФ Владимиром Путиным 11.04.2013 г., а также в соответствии с перечнем поручений Президента РФ по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов от 01.09.2013.
По мнению разработчиков, изменения могут решить проблему с нелегальной заготовкой древесины, ликвидируют серые схемы реализации сырья, позволит навести порядок в учете древесины не только при заготовке, но и на рынке лесной продукции.
За последние 20 лет в мире возникли ряд инициатив правительств экономически развитых стран, направленных на борьбу незаконными рубками, а также на поддержку ответственного управления лесами. Например, в Евросоюзе с марта 2013 года вступил в силу Регламент, согласно которому без документов, подтверждающих законность заготовки и переработки древесины, на рынках Европейского союза продать ее невозможно. С 2014 г. Финляндии, вступают в силу нормы об обязательном учете древесины операторами, работающими на рынках лесоматериалов, и лесозаготовительными компаниями. Законодательство об электронном учете древесины также действует на Украине.
Региональные законы, регулирующие оборот древесины, приняты на сегодняшний день в 16 субъектах Российской Федерации. Они уже доказали свою эффективность.
Федеральным законом в Лесной кодекс вносятся комплексные изменения в части:
1) введения обязанности лесопользователей осуществлять учет заготовленной древесины до ее вывоза из леса и представлять соответствующую информацию контролирующим органам.;
2) введения требований о транспортировке заготовленной древесины исключительно при наличии специального сопроводительного документа;
3) введения обязательного декларирования сделок с древесиной предпринимателями.
Одновременно вводится запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных хозяйственных нужд. Введение этой нормы не даст возможность недобросовестным получателям древесины обходить закон. При этом учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, будут осуществлять уполномоченные в сфере лесных отношений органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Под особый контроль в соответствии с Законом ставится оборот ценных пород древесины – дуба, бука и ясеня. В отношении них вводится требование о маркировке буквально каждого бревна, предназначенного на экспорт.
Также Законом закрепляются правовые основы создания в России единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), которая позволит осуществлять сбор данных о заготовленной и транспортируемой, в том числе, вывозимой на экспорт, древесине, обработку, анализ этих данных и контроль за их достоверностью.
Таким образом, появится возможность отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России.
Одновременно Законом вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины. Для этого Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой большой статьей, содержащей пять составов административных правонарушений. Устанавливаются значительные суммы административных штрафов (например, для юридических лиц суммы штрафов достигают полумиллиона рублей и более).
В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области готовится проект соответствующих изменений в Закон Владимирской области от 14.11.2007 № 146-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Владимирской области».
2. Насколько лесное хозяйство важно для экономики региона (в «наглядных» цифрах — какова площадь лесов области (% покрытия), насколько велики доходы этой отрасли)? Какие районы наиболее перспективны?
Лес во многом определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования человека. Общеизвестна роль леса как "зеленых легких планеты": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания.
Лес является источником множества разнообразных материальных ценностей: древесины и продуктов ее переработки (строительных материалов, мебели, бумаги, разных видов древесного топлива и других), многочисленных пищевых и лекарственных ресурсов.
Общая площадь лесов Владимирской области составляет 1,6 млн. га, лесистость региона 50,8%.
В ведении Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области находится 1463,7 тыс.га, в том числе покрытые лесной растительностью земли составляют 1339,5 тыс. га или 91,5%.
В бюджетную систему ежегодно поступает плата за использование лесов, которая в 2013 году составила 156,3 млн. рублей, в том числе в ФБ – 139,6 млн. рублей, в ОБ 16,7 млн. рублей
Из 17 разрешенных Лесным кодексом видов пользования лесами на территории области используется 12 видов. В аренду под различные виды пользования передано 64% площади лесного фонда. Основным материальным ресурсом леса, используемым людьми, является древесина с доходом 117 млн руб. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины области составляет 2168 тыс.3м.
Кроме заготовки древесины наиболее доходными видами использования лесов являются осуществление рекреационной деятельности (29 тыс. руб/га), строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов (13,3 тыс. руб /га), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (10,1 тыс. руб/га).
Дополнительные возможности для повышения освоения объема пользования лесами с целью заготовки древесины предоставлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», к которым относятся проекты по созданию и модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. руб.
Для реализации ПИП в области освоения лесов определены три территориальные зоны на общей площади 246,6 тыс.га с объемом заготовки древесины 762,0 тыс.м3:
- Южная - 118,4 тыс.га, 235,5 тыс.м3 (Андреевское, Гусевское, Киржачское, Курловское, Меленковское, Селивановское лесничества);
- Северо-Восточная – 125,3 тыс.га, 237,7тыс.м3 (Андреевское, Вязниковское, Гороховецкое, Камешковское, Ковровское, Селивановское лесничества);
- Северо-Западная – 118,0 тыс.га, 235,6 тыс.м3 (Александровское, Заречное, Киржачское, Кольчугинское, Юрьев – Польское лесничества).
В южной и северо-восточной межмуниципальных зонах реализуются приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов арендаторами ООО «Владимирский ЛПК» «Строительство лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» и ООО «КовровЛесПром» «Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины».
В 2014 году планируется провести отбор заявок на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в Северо-западной межмуниципальной зоне..
3. Регион может гордиться лесным богатством. Какие меры принимаются, чтобы использовать его разумно и по возможности приумножать? 14 января подведены итоги работы по охране леса за 2013 год. Какие нарушения наиболее распространены? Были ли выявлены факты незаконных крупных вырубок леса?
При ведении лесного хозяйства осуществляется принцип неистощительности лесных ресурсов. Срубленные лесосеки восстанавливаются хозяйственно ценными породами (в 2013 г. срублено 8094 га насаждений, лесовосстановление проведено на площади, проводятся рубки ухода за лесом для улучшения породного состава и качества насаждений (в 2013 г. на площади 8,9 тыс.га). В случае обнаружения вредителей или болезней леса проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия (12,1 тыс.га, из них 7,5 тыс. га выборочные санитарные рубки).
Федеральный государственный лесной контроль и пожарный надзор на землях лесного фонда осуществляют 358 государственных лесных инспекторов, из них 121-участковые лесничие. Все инспектора обеспечены техникой.
В рамках госконтроля проводятся плановые и внеплановые проверки, регулярно проводятся обходы закрепленной территории.
Организовано взаимодействие по охране леса с Росприроднадзормом, УМВД РФ по Владимирской области и другими заинтересованными структурами.
Всего зарегистрировано 935 нарушений лесного законодательства (в 2013 году- 955), выявляемость лесонарушителей составила 90 % (в 2013 году-70%).
Наиболее распространенные нарушения лесного законодательства: нарушения правил заготовки леса (287) и правил пожарной безопасности (182), незаконные рубки (126).
Средний объем 1 незаконной рубки -30 м³. Зарегистрировано несколько незаконных рубок более 100 м³ (на территории Ковровского и Ю-Польского районов), виновники выявлены и ведется претензионная работа по возмещению ущерба.
Ущерб, нанесенный лесному хозяйству в 2013 году-36 млн. рублей.
107 материалов по незаконным рубкам переданы в следственные органы, по 57 материалам возбуждены уголовные дела.
18 нарушителей лесного законодательства привлечены к уголовной ответственности, 702- к административной.
Выдано 289 предписаний об устранении нарушений лесного законодательства и проведен контроль за их исполнением.
С лесонарушителей взыскано 2,1 млн. рублей ущерба и 1,5 млн. рублей административных штрафов.
В 2013 году лесовосстановление на землях лесного фонда проведено на площади 7095 га, в том числе посадка лесных культур – 6580 га.
Значительный вклад в эту работу внесли арендаторы лесных участков –они выполнили 55 % лесовосстановительных работ.
4. Миновали новогодние праздники. В этом году, по нашим наблюдениям, организованные елочные базары были как никогда многочисленны, как всегда, с начала декабря в усиленном режиме по охране хвойных работали и лесные хозяйства — эти меры дали свои результаты?
В целях предотвращения и пресечения незаконных порубок молодняков хвойных пород в предновогодний период по департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области издан приказ по усилению лесной охраны.
В средствах массовой информации проведена разъяснительная работа о порядке обеспечения деревьями хвойных пород для новогодних праздников и об ответственности за самовольную рубку деревьев.
Всего в СМИ проведено 46 выступлений, в том числе опубликовано 25 статей в печати, проведено 8 выступлений по телевидению и 13 по радио.
Проводилось патрулирование земель лесного фонда по 184 маршрутам общей протяженностью 15,6 тыс. км.
Всего проведено 308 рейдов, в том числе с сотрудниками ОМВД -174 рейда.
На дорогах и у населенных пунктов организованно 20 стационарных и 131 передвижных постов.
Выявлено 5 случаев незаконных рубок хвойных молодняков на общую сумму ущерба 11,9 тыс. рублей.
Привлечены к административной ответственности 2 нарушителя лесного законодательства, материалы по 3 лесонарушениям направлены в ОМВД для проведения дополнительной проверки.
5. Губернатор области утвердила государственную программу развития лесного хозяйства региона до 2020 года. В чем суть программы, какой вектор задан на ближайшие 7 лет? Программа предусматривает и финансирование? По вашим оценкам, его достаточно и на реализацию охраны лесов, и на закупку техники...? Работа лесного хозяйства — это в первую очередь кадры, как обстоит дело с ними сегодня, приходит ли молодежь?
Суть программы в обеспечении устойчивого управления лесами, сохранении и повышении их ресурсно-экологического потенциала, повышении вклада лесов в социально-экономическое развитие области, обеспечении экологической безопасности и стабильное удовлетворении общественных потребностей в ресурсах и услугах леса – решается следующими задачами:
Задача 1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов.
Задача 2. Обеспечение интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.
Задача 3. Повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства.
Задача 4. Повышение эффективности управления лесами.
Общий объем финансирования программы составляет 8 409,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета 3 289,6 млн. рублей,
- областного бюджета 429,8 млн. рублей,
- внебюджетных источников 4 690,1 млн. рублей.
Охрана лесов обеспечена бюджетным финансированием в сумме 1033,5 млн. рублей в рамках выполнения государственных заданий специализированными учреждениями, в отношении которых департамент выполняет функции и полномочия учредителя. Программой предусмотрено приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пож.техники (108,6 млн. рублей), эксплуатация и укомплектование пожарно-наблюдательных пунктов и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (7,7 млн. рублей).
Законом о бюджете на 2014 год и плановый период 2015 -2016 годов предусмотрено приобретение противопожарной техники и оборудование для тушения лесных пожаров ГАУ ВО «Владимирский лесхоз» на сумму 30 млн. рублей - сумма не большая. Учитывая 61 % износ техники, необходимо техническое перевооружение.
За период с 2011 по 2012 годы благодаря помощи ФАЛХ и софинансировании из областного бюджета организовано 3 ПХС – 3 типа. Для оснащения, которых приобрели 38 единиц специализированной техники (трактора лесопожарные, автоцистерны, бульдозера, седельные тягачи Камаз) на сумму более 121 млн. рублей. Администрацией области передана специализированному учреждении 26 единиц специальной пожарной техники (АРС-14, гус. пож. машина МТЛБу).
В 2014 планируется закупить 10 ед. лесопожарной техники на общую сумму 5,9 млн. рублей.
(по кадрам)
Муромцевский лесотехнический техникум – единственное в регионе учебное заведение по подготовке кадров для лесной отрасли, одно из самых старейших отраслевых учебных заведений. За время своего существования техникум выпустил более 16 тысяч специалистов, более 60% которых трудятся на благо развития лесной отрасли области.
Кроме основных специальностей – «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Технология деревообработки», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и «Экономика и бухгалтерский учет» в техникуме можно получить и рабочие профессии – вальщик леса, егерь, столяр и другие.
Результаты деятельности Муромцевского лесотехнического техникума по организации подготовки кадров для лесной отрасли получили высокую оценку Федерального агентства лесного хозяйства. В 2012 году техникум был признан лучшим среди 19 отраслевых техникумов и колледжей. В 2013 году команда Муромцевского лесотехнического техникума заняла 1 место на Всероссийских профессиональных прикладных соревнованиях «Лесное многоборье».
5. Норма пользования по заготовке древесины (Квоты на вырубку леса). Как они изменяются год от года, от чего зависит объем пользования (величина квот)?
При проведении лесоустроительных работ в лесном фонде области выявляется фонд всех рубок. исходя из наличия насаждений, в которых необходимо проводить рубки при достижении возраста спелости, необходимости проведения санитарно – оздоровительных или уходных работ.
При наличии фонда рубок расчет пользования осуществляется в соответствии с приказом Рослесхоза от 27.05.2011 «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки». Так к примеру, за 2012-2013 г. проведено лесоустройство на площади 146,6 тыс.га, расчетная лесосека увеличилась на 26,3 тыс.м3 и составляет на сегодняшний день 2168 тыс.м3. Затем рассчитанная ежегодная лесосека утверждается лесохозяйственным регламентом лесничества и Лесным планом области, а постановлением Губернатора области распределяется по потребителям области. На 2014 г. передано для аренды лесных участков 1792,6 тыс.м3 (83%), для размещения государственного заказа на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов – 46,0 тыс.м3 (2%), для собственных нужд граждан –329,4тыс.м3 (15%).