О подробностях нового закона рассказал журналистам руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик:
«Это комплекс норм, которые позволяют реализовать в большей степени право граждан на благоприятную окружающую среду путём формирования вокруг крупных и менее крупных городов Зеленого щита. Изначально концепция базировалась на том, что Зелёный щит — это специальная территория, на которой устанавливается очень комфортный, но ограниченный, с точки зрения определенных видов хозяйственной деятельности и размещения определённых категорий объектов, режим природопользования», — сообщил И. В. Валентик.
«Идея этого закона отличается от того, что сегодня есть в законодательстве с точки зрения регулирования статуса территорий с особыми режимами охраны — ООПТ и различных категорий защитности лесов, если мы говорим о лесных массивах», — отметил Иван Валентик.
«Инициировать создание „Зеленого щита“ вокруг городов могут население, общественные организации, органы местного самоуправления, органы госвласти. Для этого подготавливаются ходатайства с предложением по включению соответствующей территории в Зеленый лесопарковый пояс. Законом установлены сжатые, но достаточно комфортные сроки для рассмотрения этого ходатайства. Решение о создании Зеленого щита вокруг соответствующего населенного пункта принимается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый зеленый пояс создается вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами. Закон специально оговаривает ситуацию с Москвой — в этом случае решение принимает Правительство РФ», — уточнил Иван Валентик.
Обращаясь к истории, «Зеленый щит» — это не только территория, обязательно покрытая лесами. При формировании генерального плана развития Москвы в 1935 году лишь 10% лесов составляли зеленый пояс столицы на площади территории примерно в 170 тысяч га. В этот же зеленый пояс входила и часть городов и населенных пунктов. Новый закон также говорит о том, что туда могут входить территории, на которых расположены: леса, территории Зеленого фонда — лесные насаждения городов, в частности, Москвы, и территории, прилегающие к этим лесам, составляющие с ними единую экосистему.
«Важно понимать разницу между ООПТ и Зеленым поясом. На территории „Зеленого щита“ могут располагаться объекты, связанные со спортом, туризмом; санаторно-курортные, медицинские, рекреационные объекты, но на этой территории не могут располагаться опасные производства, территория не должна быть загрязнена — там не должны размещаться отходы высоких классов опасности. Запрещено в зеленых поясах и капитальное строительство — за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов. Из территорий Зеленого пояса будут исключаться месторождения, где осуществляется добыча полезных ископаемых. Создание такого экологического каркаса вокруг городов в любом случае должно учитывать параметры стратегического развития территории, ведь и то и другое работает на улучшение качества жизни людей», — подчеркнул Иван Валентик.
Закон предусматривает изменение границ Зеленого пояса, но с обязательным включением туда такой же территории, как та, что убывает в результате строительства. В отношении инициатора вырубки соответствующих лесов, действует обязанность обеспечить лесовосстановление в равных площадях.
«Лесопарковое ведение хозяйства в 10 раз дороже ведения классического лесного хозяйства. Первая линия вокруг городов всегда лесопарк, т.к. предполагалось, что люди на этих территориях будут отдыхать. С точки зрения пожарной опасности — из лесопарков всегда убирают ветровальную и буреломную древесину, сухостой, соответственно класс пожарной опасности заметно снижается. Это закреплено в Лесном кодексе в качестве проведения санитарно-оздоровительных мероприятий», — констатировал Иван Владимирович.
«В сфере лесовосстановления, охраны и защиты лесов наблюдается общая тенденция: усиление ответственности за незаконные рубки и необеспечение лесовосстановительных мероприятий. Законом создаются дополнительные меры административной ответственности: для граждан — 5 тысяч рублей, для юридических лиц это уже сотни тысяч рублей. Также возмещается не только потери лесного хозяйства, но и затраты на лесовосстановления. В зависимости от категории лесов суммы возмещения ущерба могут быть весьма значительными», — подчеркнул Иван Валентик.