В отношении даты вступления в силу обязательного кадастрового учета на совещании разгорелась жаркая дискуссия. В частности, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Александр Панфилов предложил рассмотреть возможность переноса даты в связи с недостаточностью бюджетных средств для проведения кадастрового учета всех лесных участков. Его поддержали представители бизнес элиты: представитель союза лесопромышленников Красноярского края и вице-президент Российской Ассоциации целлюлозно-бумажной промышленности Владимир Горшков. Было высказано мнение, что органы государственной власти должны принимать решения, не перекладывая расходы на лесопользователей, потому что бизнесу этих затрат не вынести. С другой стороны, было предложено отсрочить введение обязательного кадастрового учета до 2018-2020 года и, тем самым, растянуть во времени финансовую нагрузку на региональные бюджеты, связанную с проведением кадастровых работ.
С переносом сроков не согласился президент союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирон Тацюн. Он подчеркнул, что такая возможность практически отсутствует в связи с тем, что перенесение даты обязательного кадастрового учета было осуществлено ранее и далось непросто. По мнению М. Тацюна, необходимо активизировать деятельность кадастровых инженеров, которые для координации и совершенствования своей деятельности должны будут объединиться в рамках НП «Объединенная лига кадастровых инженеров».
А. Панфилов предложил участникам совещания задуматься над процедурой проведения кадастрового учета. По информации заместителя руководителя Рослесхоза, в настоящее время основным видом использования лесов является не столько заготовка древесины, сколько недропользование – 20 тыс. участков против 12 тыс. для целей лесопользования.
Также Александр Панфилов сообщил аудитории, что Правительство РФ внесло на рассмотрение два проекта федеральных законов: «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». В последнем проекте содержится следующая важная норма: «Местоположение границ и площадь лесных участков в границах лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, устанавливаются на основании материалов лесоустройства, содержащихся в государственном лесном реестре». Таким образом, ФЗ о переходе от категориального деления к территориальному – позволит в дальнейшем избежать проблем несоответствия сведений лесного реестра и кадастра недвижимости. Сейчас существуют две системы учета – по лесоустройству и земельному кадастру, которые не совпадают, что приводит к двойным сделкам на отдельные участки или их части, напомнил А. Панфилов.
До принятия закона заместитель главы Рослесхоза предлагает запастись выписками из лесного реестра и прилагать их к судебным делам подобного рода.